Выбрать валюту   |   Регистрация   |   Персональный раздел
  Начало  
|  Диспетчер обратной связи  
|  Контрольные браслеты  
|  Наши клиенты  
|  Гарантия  
|  Оплата и доставка  
|  О нас  
 
Покупатель: Гость
Сегодня 16-08-2017 22:43
Поиск
Ok
Расширенный поиск
Каталог
Контрольные браслеты
Бумажные браслеты Tyvek® 19мм Бумажные браслеты Tyvek® 19мм
Бумажные браслеты Tyvek® 25мм Бумажные браслеты Tyvek® 25мм
Виниловые браслеты Виниловые браслеты
Браслеты для ключей Pocketkey Браслеты для ключей Pocketkey
RFID браслеты RFID браслеты
Силиконовые браслеты Силиконовые браслеты
Слеп-браслеты (slap) Слеп-браслеты (slap)
Браслеты с Вашим дизайном Браслеты с Вашим дизайном
Браслеты со штрих кодом Браслеты со штрих кодом
Печать на браслетах Печать на браслетах
Наши работы Наши работы
ПОЛИГРАФИЯ
Визитки Визитки
КАРАОКЕ
AST AST
EVOLUTION EVOLUTION
YOUR DAY YOUR DAY
Распродажа
Аренда звукового, DJ и проекционного оборудования
Новости
Обзор Ableton Push 2 Обзор Ableton Push 2
Новые наушники Pioneer HDJ-700 Новые наушники Pioneer HDJ-700
Presonus E44 и E66 Presonus E44 и E66
TouchMix Control для Android от QSC TouchMix Control для Android от QSC
dB Technologies ES503 dB Technologies ES503
Pioneer XDJ-1000 Pioneer XDJ-1000
Новое поступление ALESIS Новое поступление ALESIS
Бренды и их история Бренды и их история
Акция Pioneer DDJ-WeGo Акция Pioneer DDJ-WeGo
PIONEER и профессиональный звук PIONEER и профессиональный звук
JBL PRX700 JBL PRX700
Traktor DJ бесплатно!!! Traktor DJ бесплатно!!!
Новое поступление AKAI и NUMARK Новое поступление AKAI и NUMARK
AVID PRO TOOLS 11 AVID PRO TOOLS 11
Номинанты и победители MIPA 2013 Номинанты и победители MIPA 2013
Numark Mixtrack Pro II и Numark Mixtrack II Numark Mixtrack Pro II и Numark Mixtrack II
STAGG SMS12DP700LCD и STAGG SMS15DP760LCD STAGG SMS12DP700LCD и STAGG SMS15DP760LCD
Pioneer XDJ-AERO-W Pioneer XDJ-AERO-W
Pioneer Platinum Nexus Collection Pioneer Platinum Nexus Collection
Наушники YAMAHA HPH-MT220 и HPH-MT120 Наушники YAMAHA HPH-MT220 и HPH-MT120
VICOUSTIC в ULTRASHOP VICOUSTIC в ULTRASHOP
Mackie DLM Mackie DLM
Launchkey- новинка от Novation Launchkey- новинка от Novation
Звуковой интерфейс Focusrite Scarlett 2i2 для мобильной звукозаписи Звуковой интерфейс Focusrite Scarlett 2i2 для мобильной звукозаписи
Focusrite Scarlett Studio – комплект для домашней студии Focusrite Scarlett Studio – комплект для домашней студии
Новогодняя акция от ULTRASHOP Новогодняя акция от ULTRASHOP
Новинка PR LIGHTING XLED 1037 Новинка PR LIGHTING XLED 1037
Новый Pioneer DJM2000Nexus Новый Pioneer DJM2000Nexus
Новая серия DYNACORD A-Line Новая серия DYNACORD A-Line
Новый сайт по браслетам Новый сайт по браслетам
Native Instruments Kontrol Z2 Native Instruments Kontrol Z2
DYNACORD Vertical Array DYNACORD Vertical Array
Look Solutions: Дым – это наш бизнес уже 15 лет! Look Solutions: Дым – это наш бизнес уже 15 лет!
M-Audio Venom — полифонический синтезатор с аналоговыми тембрами M-Audio Venom — полифонический синтезатор с аналоговыми тембрами
Dynacord Powermate 600-3 Dynacord Powermate 600-3
TRAKTOR - 4TRAK TRAKTOR - 4TRAK
Новая серия Eurolite TMH – маленькие, да удаленькие! Новая серия Eurolite TMH – маленькие, да удаленькие!
Новинки от Akai Professional Новинки от Akai Professional
Akai MPC Fly Akai MPC Fly
PIONEER RMX-1000 PIONEER RMX-1000
Новый DJ медиапроигрыватель/контроллер Denon DN-SC3900 Новый DJ медиапроигрыватель/контроллер Denon DN-SC3900
USB контроллеры Steinberg CMC USB контроллеры Steinberg CMC
Pioneer DJM-850 Pioneer DJM-850
Новое поступление RODE на наш склад. 18.01.2012 Новое поступление RODE на наш склад. 18.01.2012
Sennheiser HD 700 и HD 25 Amperior Sennheiser HD 700 и HD 25 Amperior
Статьи
Поддельные Sennheiser Поддельные Sennheiser
Что такое - refurbish? Что такое - refurbish?
История развития клавишных инструментов бренда Yamaha История развития клавишных инструментов бренда Yamaha
PRODUCTION PARTNER пишет о DYNACORD VERTICAL ARRAY PRODUCTION PARTNER пишет о DYNACORD VERTICAL ARRAY
Пассивный мониторный контроллер SM Pro Audio M-Patch V2 Пассивный мониторный контроллер SM Pro Audio M-Patch V2
Написание музыки в Linux: что есть прямо сейчас Написание музыки в Linux: что есть прямо сейчас
Incredibox — битбокс-генератор Incredibox — битбокс-генератор
Clavia Nord Wave Clavia Nord Wave
Ответы на письма: вопросы по звуку Ответы на письма: вопросы по звуку
brainworx — новый немецкий брэнд brainworx — новый немецкий брэнд
M/S-обработка в Mackie Tracktion M/S-обработка в Mackie Tracktion
Победители 20-й церемонии награждения TEC Awards Победители 20-й церемонии награждения TEC Awards
Победители 27-й церемонии награждений TEC Awards Победители 27-й церемонии награждений TEC Awards
Технические номинанты TEC Awards 2012 Технические номинанты TEC Awards 2012
NI Traktor Kontrol S2 NI Traktor Kontrol S2
Native Instruments Traktror Kontrol S4 Native Instruments Traktror Kontrol S4
Программы многодорожечной записи. Выбор для новичка Программы многодорожечной записи. Выбор для новичка
Видео статьи
Код кнопки

Alternative content

Clavia Nord Wave

Ваша корзина
Товаров:
Сумма, UAH:

Статья "Clavia Nord Wave"

Автор:
Владимир Сапрыкин

Синтезатор.

 

Если проследить развитие технологий, то можно заметить, что многие из них оказали влияние на музыку, найдя воплощение в виде того или иного музыкального инструмента. Например, изыскания в области электромеханики дали миру электропиано, электроорган, меллотрон и некоторые другие типы инструментов. Развитие транзисторной электроники дало толчок распространению аналоговых синтезаторов и множества сопутствующих устройств. Исследования в области цифровой обработки данных обусловили появление компьютеров и, как следствие, семплеров и семпловоспроизводящих синтезаторов, процессоров эффектов, а также компьютерных программ, исполняющих роль тех же семплеров, синтезаторов и процессоров эффектов.

Принято считать, что технологическое развитие, в принципе, полезно. Любая идея, технология или конкретное изделие — это всегда шаг вперед в познании мира, и так далее. Но в мире электронных музыкальных инструментов существует свой особый подход к оценке такой полезности. Многие новые инструменты зачастую приобретают не только сторонников, но и противников. Эти поклонники и противники, обмениваясь информацией, неизбежно передают друг другу свое отношение к инструментам в частности и музыкальным технологиям вообще. Очень быстро выяснилось, что этот процесс обмена имеет тенденцию незаметно перерастать в выяснение отношений между владельцами инструментов, которые, увлекшись, забывают про еду и сон, а самые впечатлительные даже временно перестают писать и исполнять музыку.

Компания Clavia, похоже, нашла способ помирить, по крайней мере, часть оппонентов, и начала выпуск инструментов, оснащенных сразу несколькими системами синтеза. Вначале появился Nord Electro, сочетающий в себе цифровое моделирование электромеханического органа и воспроизведение семплов. Продолжая взятое направление, увидел свет Nord Stage, в котором несколько изменилась семпловоспроизводящая часть, расширился список моделируемых органов, а, кроме того, был добавлен синтезатор с несколькими типами синтеза: аналоговое моделирование, FM, воспроизведение волновых таблиц.

И, наконец, последним в ряду таких гибридных инструментов появился синтезатор Nord Wave, которому и посвящена настоящая статья. Инструмент сочетает в себе аналоговое моделирование, воспроизведение волновых таблиц, FM-синтез, работу с таблицами семплов и, ставшее уже классическим, воспроизведение мультисемплов.

Синтезатор двухтембральный, то есть имеет две части мультитембральности. Общая полифония составляет 18 стереофонических голосов. Клавиатура синтезаторного типа, 49 клавиш, отрабатывает скорость нажатия (Velocity) и послекасание (Aftertouch). Инструмент заключен в металлический корпус фирменного красного цвета и весит всего 6 кг.

 

Лицевая панель и коммутация


Общий вид лицевой панели Nord Wave напоминает предыдущие синтезаторы Clavia (рис. 1). Это обусловлено тем, что компания последовательно придерживается принципа минимального использования страничных меню, выводя все основные элементы управления синтезом непосредственно на панель. Таким образом, жидкокристаллический дисплей здесь играет вспомогательную роль, практически не участвуя в процедуре создания звуков.

 

[Рис. 1]

 

Панель управления разделена на три большие зоны, отличающиеся окраской. Слева черным цветом выделена зона пэтчей и перфомансов. Здесь находятся мастер-регулятор выходной громкости, собственно ЖК-дисплей, кнопки выбора банков/пэтчей, колесо ввода параметров, кнопки переключения слотов (А-В), кнопка Shift для доступа к альтернативным функциям, кнопка сохранения пресетов, кнопки октавного транспонирования и индикатор активности MIDI-входа. В этой же зоне располагаются традиционные трость Pitch Stick и "каменное" колесо модуляции. Между тростью и кнопками транспонирования есть кнопка с подписью Chord, которая управляет построением аккордов от единичной ноты.

Некоторые кнопки имеют по две подписи, сверху и снизу. Верхние надписи обозначают основную функцию, вызываемую простым нажатием кнопки. Нижняя надпись — это альтернативная функция, доступ к которой открывается при одновременном нажатии кнопки Shift.

Большая часть панели управления окрашена в серый цвет. Это зона синтеза, где и ведется вся основная работа по созданию звука. Элементы управления, как обычно, сгруппированы в секции, разделенные линиями черного цвета.

 

В центре находится секция управления двумя имеющимися осцилляторами. Она отличается от прочих наличием двух светодиодных дисплеев, которые отображают табличные номера семплов и типы алгоритмов FM-синтеза (рис. 2). Рядом с каждым дисплеем располагаются кнопка для выбора режима работы осциллятора, светодиодный индикатор режима, вращаемый регулятор (без ограничения) для перемещения внутри таблиц семплов и выбора FM-алгоритмов. Ниже находятся элементы управления: регуляторы ширины импульса (Shape), ручки грубой и тонкой настройки высоты тона второго осциллятора, регулятор баланса выходных уровней осцилляторов. Далее находятся кнопка включения взаимной модуляции осцилляторов (Osc Mod) и регулятор ее глубины.

 

[Рис. 2]

 

Слева от секции осцилляторов сгруппированы модуляционные органы управления. Это секции первого и второго LFO и модуляционной огибающей. Каждый LFO имеет кнопку выбора волновых форм с индикатором, селектор цели с индикатором, регуляторы скорости и глубины модуляции.

Модуляционная огибающая двухстадийная, с возможностью выбора режима атака-спад (AD) или атака-затухание (AR). Длительность каждой фазы огибающей регулируется потенциометрами. Есть кнопка селектора целей с набором светодиодных индикаторов и регулятор общей амплитуды модуляционной огибающей.

Еще ближе к левому краю панели расположены три маленькие секции управления. Название Vibrato говорит само за себя. Единственная кнопка позволяет выбрать управляющий элемент для запуска вибрато (колесо модулятора или сообщение послекасания) и задержку включения вибрации.

Секция Mono Mode содержит кнопку включения одноголосного режима и режима легато, а также регулятор скорости портаменто (Glide).

Ниже, прямо над ЖК-дисплеем, находится секция морфинга с тремя управляющими кнопками. В качестве элементов управления морфингом можно использовать параметры клавиатуры: скорость нажатия клавиши (кнопка Velocity) и порядковый номер клавиши (Keyboard). Еще одна кнопка позволяет выбрать для этих целей колесо модулятора и управляющую педаль.

Справа от осцилляторов находятся секция амплитудной огибающей и секция фильтра. Огибающая амплитуды имеет стандартный тип ADSR и четыре потенциометра для управления каждой стадией.

Фильтр — мультирежимный, и для переключения режимов используется селекторная кнопка со светодиодными индикаторами. Есть потенциометры для регулировки частоты среза и резонанса, функционирование которых может изменяться в зависимости от выбранного типа фильтра. Крутизна характеристики фильтра переключается кнопкой между значениями 12 и 24 дБ/окт. Фильтр также имеет ADSR-огибающую с четырьмя потенциометрами. Кнопка Velocity позволяет включить зависимость амплитуды огибающей фильтра от скорости нажатия клавиш.

Секция выхода — последняя, относящаяся к зоне синтеза. Она состоит из регулятора выходного уровня пэтча, двухполосного выходного эквалайзера с регуляторами уровня в каждой полосе и нерегулируемого хоруса с тремя переключаемыми предустановками.

Все, что относится к зоне синтеза, работает отдельно для каждого слота, А и В. Секция эффектов, расположенная справа от зоны синтеза и выделяющаяся черной окраской панели, воздействует на общий сигнал непосредственно перед его подачей на физические аудиовыходы.

Задняя панель синтезатора (рис. 3) имеет два аудиовыхода на джеках, гнездо для наушников, разъем USB типа B, вход и выход MIDI, а также два разъема для управляющих педалей. Один для переключателя типа Sustain, второй для педали типа Control с переменным сопротивлением.

 

[Рис. 3]

 

Синтез


Прежде чем углубляться в непосредственное исследование системы звукообразования, целесообразно вначале рассмотреть общую структуру синтезатора. Как я уже отмечал, инструмент двухтембральный. Это означает, что он может играть одновременно двумя разными звуками. Один из этих звуков программируется в слоте A, второй — в слоте В. Оба слота по отдельности доступны при внешнем MIDI-управлении. Параметры синтеза в обоих слотах независимы один от другого, но выходы каждого из таких индивидуальных синтезаторов объединяются непосредственно перед процессором эффектов, проходят в нем совместную обработку и затем поступают на выходную аудиопару. Упрощенная блочная структура синтезатора показана на рис. 4. Схема практически такая же, как, скажем, для Clavia Nord Lead 2x. И с той же неточностью. Источник шума показан отдельным блоком, но в действительности ничего такого в этом инструменте нет. Шум — это один из режимов работы второго осциллятора. Или тональный сигнал, или шумовой, но не одновременно. Добавлять шум к звукам двух осцилляторов можно, но только активировав дополнительно второй слот.

 

[Рис. 4]

 

Параметры обоих слотов совместно с общими параметрами, такими как эффекты или, например, текущая октавная транспозиция клавиатуры, сохраняются в пэтче. В памяти инструмента есть восемь банков по 128 пэтчей, то есть всего 1024 пэтча. В заводской комплектации пэтчами заполнены только первые три банка, остальные пусты.

В одно и то же время можно пользоваться любым синтезатором: только в слоте A, только B, или же обоими совместно. Это выбирается простым нажатием нужной кнопки слота или одновременно двух кнопок. Среди пресетных пэтчей встречаются оба типа, с одним или двумя активными слотами. Учитывая независимость параметров синтеза в каждом слоте, фактически можно сохранить не 1024, а 2048 пресетов, то есть вполне самостоятельных звуков. Разумеется, эти цифры справедливы в том случае, если одновременно пользоваться звуком только одного слота.

При одновременной активации обоих слотов, уровень громкости звука каждого слота по отдельности регулируется потенциометром Level в выходной секции зоны синтеза. В таком режиме мы имеем двухчастный перфоманс. При этом фактическая полифония синтезатора уменьшается в два раза — вместо восемнадцати голосов остается только девять. На сегодняшний день девятиголосная полифония может показаться очень скромной. Однако у нас есть всего двухчастная мультитембральность и два аудиовыхода. А поскольку в слотах нет системы статического панорамирования выходных сигналов, то вывести два разных тембра через отдельные выходы практически невозможно — они будут смешиваться. В таком случае чрезмерное многоголосие чревато уменьшением разборчивости звуков. Так что с практических позиций даже девяти голосов полифонии будет вполне достаточно.

Теперь несколько слов о представлении информации на дисплее. Nord Wave имеет систему категорий пэтчей, и на экране дисплея обычно выводится номер банка/пэтча, категория и собственно название пресета. Существует своеобразная система сортировки пэтчей, которую при желании можно называть системой поиска. Есть три варианта, и отличаются они порядком вывода на дисплей сведений о текущем пэтче. На первом месте может находиться номер банка и пэтча, категория пэтча или же первая буква названия. Пролистывание пэтчей осуществляется по тому признаку, который на дисплее находится на первом месте. Если это номер банка и пэтча, то вращение колеса или нажатие кнопок переключения программ слева от дисплея будет последовательно выводить пэтчи в том порядке, в каком они сохранены в банках, по сквозной нумерации. Если вывести на первую позицию название категории, то пролистывание будет последовательно выводить все пэтчи одной категории, затем другой и так до конца.

Поиск по первой букве, наверное, не требует особых пояснений. Если "выкрутить", скажем, букву "F", то при переключении пресетов вначале пойдут всяческие Fantasy, затем Filter Tweak, Freaky Nord, Fusion Bass — в общем, названия в такой же последовательности, в какой они располагались бы в обычных словарях. Когда заканчиваются имена на выбранную букву, появляются имена на следующую по порядку букву, и так далее.

Порядок сортировки выбирается последовательным нажатием кнопки с функцией Sort Mode. Эта же кнопка имеет основное обозначение Chord, то есть для выбора режима сортировки ее нужно нажимать при нажатой кнопке Shift. На рис. 5 схематически показано переключение режимов и соответствующая каждому из них индикация.

 

[Рис. 5]

 

Если с лицевой панели изменяется какой-либо параметр, то на дисплей кратковременно выводится имя параметра и его текущее значение.

Вот теперь можно заглянуть в систему несколько глубже. Поскольку с взаимодействием слотов мы уже разобрались, обозначим для ясности, что далее речь пойдет о программировании звука в одном слоте. В любом, поскольку они ничем не отличаются, кроме буквенной подписи над кнопкой.

Nord Wave имеет два осциллятора на голос. Традиционно для синтезаторов Clavia, первый осциллятор считается опорным и не имеет настройки высоты. Он может модулироваться сигналом второго осциллятора, который уже имеет возможность полутоновой настройки в пределах двух октав вверх и вниз, а также тонкой настройки в пределах полутона вверх и вниз. Выходной сигнал двух осцилляторов смешивается в микшере, и для пользователя доступна только регулировка баланса между уровнем первого и второго. Для этого есть потенциометр Mix.

Нужно отметить, что декларированные ранее разнообразные технологии синтеза звуков, которыми обладает Nord Wave, отнюдь не требуют использования каких-то изолированных режимов работы с единственным типом звукообразования. Напротив, здесь возможны разнообразные комбинации, для чего требуется всего лишь переключить режим одного или обоих осцилляторов. Для этого используется селекторная кнопка, находящаяся под светодиодным дисплеем. Каждый осциллятор имеет по шесть режимов, и нажатие кнопки циклически их переключает. Три из них — это различные простые формы, еще три — "специальные" формы. Секция осцилляторов на лицевой панели синтезатора показана на рис. 6.

 

[Рис. 6]

 

Возможности осцилляторов неодинаковы. Все же, если говорить о традиционном аналоговом моделировании, то в этом случае осцилляторы похожи. Каждый из них может генерировать по три простых аналоговых формы волны: треугольную, пилообразную и импульсную. В случае использования импульсной формы есть возможность менять коэффициент заполнения импульса (Pulse Width) при помощи регуляторов Shape. Для каждого осциллятора есть свой регулятор. Коэффициент заполнения меняется от 50% (прямоугольный сигнал) до 1%. В случае изменения параметра Shape при помощи LFO мы имеем типичный случай модуляции типа PWM. На прочие простые формы регуляторы Shape не действуют.

Первый осциллятор имеет режим синхронизации, в качестве источника которой выступает скрытый внутренний осциллятор. Для его включения нужно нажать кнопку селектора волновых форм совместно с кнопкой Shift. В этом режиме потенциометр Shape 1 функционирует как регулятор высоты тона управляющего осциллятора, и его вращение сильно изменяет тембр звука. Если синхронизации подвергается импульсная волновая форма, то коэффициент заполнения импульса принудительно устанавливается на 33%.

Первый осциллятор, как указывалось ранее, можно модулировать сигналом второго осциллятора. Причем есть два режима модуляции: FM и PM. Первый из них — это обычная частотная модуляция. Ее слышимым результатом является характерный яркий и звонкий звук, причем его гармоническое наполнение изменяется в зависимости от высоты взятой ноты.

Второй режим — это фазовая модуляция. Слышимый результат ее воздействия на звук первого осциллятора примерно такой же, однако эффект практически не зависит от номера нажатой клавиши. Для включения внутренней модуляции нужно найти на лицевой панели маленький уголок под названием Osc Mod — он расположен прямо под регулятором Shape 1. Кнопка селектора последовательно включает указанные варианты модуляции либо отключает этот эффект. Общая глубина модуляции регулируется потенциометром Amount.

[Рис. 7] Есть еще один режим работы, одинаково присутствующий в обоих осцилляторах — FM-синтез. Используя ресурсы одного или двух осцилляторов, можно конструировать алгоритмы различной сложности. Простейший из них — однооператорный (рис. 7), когда сигнал осциллятора модулирует сам себя посредством внутренней цепи обратной связи (Feedback). Второй алгоритм — двухоператорный, с отдельным сигналом несущей и модулятором. Основной (несущий) сигнал принадлежит самому осциллятору, а модулирующий вырабатывается дополнительно подключаемым скрытым осциллятором. Соотношение частот модулирующего и основного осциллятора можно выбирать от 1:1 до 9:1 с шагом кратности в единицу. Таким образом, есть девять вариантов настройки алгоритма.

[Рис. 8] В модулирующий сигнал можно вводить обратную связь, формируя еще один двухоператорный алгоритм (рис. 8). Здесь тоже есть девять вариантов кратности сигналов. Таким образом, каждый осциллятор в Nord Wave способен формировать восемнадцать вариантов фиксированной настройки двухоператорного алгоритма FM-синтеза, из которых половина использует обратную связь. Для выбора конкретного алгоритма нужно воспользоваться регулятором с неограниченным вращением, расположенным прямо под светодиодным дисплеем каждого осциллятора. Порядковый номер алгоритма будет высвечиваться на этом дисплее. Кроме того, на жидкокристаллическом дисплее эти же данные будут отображаться в более понятном виде. Например, надпись "2-OP 4:1 (+FB)" означает двухоператорный алгоритм с обратной связью и кратностью частот 4:1. В этом режиме работы потенциометры Shape выполняют функции регуляторов глубины FM-модуляции и, одновременно, глубины обратной связи в цепи модулятора, если она задействована в алгоритме. Регулировка плавная.

Используя двухоператорный синтез в каждом осцилляторе, мы имеем всего лишь два отдельных FM-синтезатора. Но если теперь задействовать внутреннюю частотную модуляцию (Osc Mod) первого осциллятора вторым и сдвинуть выходной баланс микшера в сторону первого осциллятора, то мы объединим эти две цепочки в четырехоператорный алгоритм (рис. 9) с гибкими настройками. В каждой цепочке операторов независимо выбирается вариант алгоритма с обратной связью или без нее, кратность частот, глубина частотной модуляции и обратной связи, а также глубина модуляции несущего сигнала первого осциллятора полным выходным сигналом второго осциллятора.

 

[Рис. 9]

 

Можно скомбинировать также трехоператорный алгоритм, выбрав в одном из осцилляторов самый простой (первый по списку) алгоритм с одним оператором. Поскольку "упростить" можно как первый, так и второй осциллятор, то количество трехоператорных структур будет не меньше двух. Не следует забывать об использовании обратной связи, поскольку ее добавление к готовой цепочке осцилляторов означает возникновение нового алгоритма. Один из вариантов трехоператорного алгоритма представлен на рис. 10.

 

[Рис. 10]

 

Фактически, количество возможных для Nord Wave алгоритмов FM-синтеза, без учета изменяемой кратности частот, таково: один однооператорный, два двухоператорных, четыре трехоператорных, четыре четырехоператорных. Последние два типа выгодно отличаются от канонического FM-синтеза тем, что имеют по два выходных сигнала (от каждого осциллятора в слоте), которые можно смешивать в микшере в необходимой пропорции.

Использование осциллятора в режиме FM с одним оператором и нулевым уровнем модуляции (регулятор Shape на минимуме) позволяет получить на выходе чистую синусоидальную волну.

Кстати, еще несколько слов о "выгодных отличиях". Классический FM-синтез оперирует синусоидами или, в крайнем случае, треугольными волновыми формами. Взаимная модуляция осцилляторов в Nord Wave возможна практически в любом режиме их работы, так что тип несущего и модулирующего сигналов может быть каким угодно. Можно, скажем, создать гибрид из двухоператорного FM-синтезатора и семпла, модулируя один сигнал другим.

На этом одинаковые режимы работы осцилляторов заканчиваются, и теперь мы рассмотрим по порядку их индивидуальные особенности.

Первый осциллятор имеет два таких режима. Один из них обозначен на панели как Wave, второй — Misc. Первый режим представляет собой воспроизведение волновых таблиц — wavetables. Следует сразу же отметить, что это не подразумевает "настоящий" таблично-волновой синтез, предусматривающий скользящую выборку звуков из ячеек. Это лишь статичное считывание.

В документации говорится о шестидесяти двух таблицах, но это отражает лишь собственный терминологический подход компании Clavia. Строго говоря, есть одна волновая таблица размером в 62 ячейки. В каждой ячейке находится своя волновая форма — это, в сущности, семпл, содержащий один период сложного колебания. Этот бесконечно воспроизводимый семпл и является источником звука. Подобное решение в том или ином виде используется и другими производителями синтезаторов, иногда под другим названием. Например, как "расширенный набор волновых форм осцилляторов" (Novation KS, Access Virus, Roland SH 32). Очевидное преимущество такого подхода состоит в том, что не нужно расходовать вычислительную мощность процессоров на преобразование простых форм в сложные, то есть на традиционный "аналоговый" синтез как таковой. Все волны, записанные в таблице, уже достаточно сложны и имеют вполне сформированный тембр. Соответственно, дальнейшие преобразования позволят получить еще более сложный звук при относительно экономном расходовании ресурсов.

Для выбора волн из таблицы следует вначале установить селектор осциллятора в позицию Wave, а затем просто крутить регулятор. На светодиодном дисплее будет отображаться порядковый номер ячейки. На ЖК-дисплее при этом кратковременно появляется название семпла, например, Organ2 или Bell. Слышимый характер звука вполне соответствует этому названию. Кроме образцов звука акустических инструментов таблица содержит семплы искусственного происхождения со специфическим гармоническим составом.

Режим Misc в настоящее время содержит только белый шум. Есть возможность ограничивать его спектр с помощью дополнительного встроенного двухполюсного НЧ-фильтра. Регулировка частоты среза фильтра назначена на потенциометр Shape 1. Здесь, кстати, можно отметить разницу в работе математических моделей синтезаторов Nord Lead 2x и Nord Wave при операциях с шумом. В первом существует возможность внешней синхронизации шумового осциллятора, с получением разнообразных интонированных звуков. В Nord Wave шум синхронизировать нельзя, да и FM-модуляция от второго осциллятора на него тоже не действует.

В документации к синтезатору указано, что в будущих версиях операционной системы в режим Misc будут добавлены некоторые другие волновые формы.

Второй осциллятор имеет собственные оригинальные режимы работы. Один из них называется Sample Instruments (на панели обозначен как Samp), второй — Sampled Waves (Swav). Оба режима предназначены для работы с семплами, но они имеют заметные различия.

Режим семплированных инструментов говорит сам за себя. В памяти синтезатора есть наборы семплов с готовой раскладкой по клавиатуре, как в хороших семплерных библиотеках. Собственно, правильнее будет говорить о мультисемплах. В режиме Samp осциллятор как раз их и воспроизводит (рис. 11).

 

[Рис. 11]

 

Все семплы хранятся во флэш-памяти, не стирающейся при отключении питания. Память эта с произвольным доступом, то есть пользователь может загружать ее по своему усмотрению. Всего для этих целей доступно 180 Мб, а сам банк инструментов содержит 99 ячеек (в заводской комплектации заполнено чуть больше половины ячеек). Таким образом, при переводе второго осциллятора в режим Samp пользователь получает в свое распоряжение довольно крупный банк семплированных инструментов. Пополнение банка осуществляется при помощи специальной компьютерной программы, входящей в комплект поставки. О ней будет рассказано чуть позже.

Доступ к ячейкам семплерного банка осуществляется так же, как доступ к табличным волновым формам в первом осцилляторе. Переведя осциллятор в режим Samp, просто крутим регулятор. На ЖК-дисплее при этом кратко отображаются названия инструментов.

В данном режиме работы второго осциллятора активируются дополнительные функции. Во-первых, включается скрытый генератор простой амплитудной огибающей типа AD. Потенциометр, обозначенный на лицевой панели как Shape2/Dec, управляет фазой спада. Манипулируя временем спада, можно управлять продолжительностью звучания семплерного инструмента, от короткого щелчка до полновесного звука. AD-огибающая работает независимо от обычной амплитудной огибающей, расположенной на лицевой панели справа. Поэтому она может, например, укоротить продолжительность звука независимо от базовых установок ADSR.

Если теперь ввести FM-модуляцию между осцилляторами, то регулятор Shape2/Dec фактически будет выступать в роли огибающей глубины модуляции. Как только исчезает (затухает) звук второго осциллятора, исчезает и FM-модуляция первого осциллятора.

Во-вторых, при воспроизведении семплов можно воспользоваться функцией Skip sample attack. Если ее включить, то стартовая точка считывания семпла смещается от физического начала, обычно перескакивая фазу атаки. Соответственно, звук инструмента частично теряет свой характер и приобретает новые оттенки.

Второй режим работы с семплами, Swav, очень похож на режим волновой таблицы Wave в первом осцилляторе. Используется циклическое воспроизведение одного периода сложного колебания — семпла акустического инструмента. Отличие заключается в том, что семплы здесь записаны вместе с реальной атакой звука. Работающий осциллятор вначале однократно воспроизводит фазу атаки, а затем уже циклически проигрывает подготовленный "ровный" участок, то есть период колебания (рис. 12). Такая работа осциллятора позволяет получить более правдоподобное звучание акустических инструментов, чем простое воспроизведение петель из их семплов, ведь, как известно, узнаваемость тембра во многом обусловлена именно особенностями фазы атаки. Не правда ли, все это очень напоминает изыскания конструкторов интегрированных синтезаторов для компьютерных звуковых плат начала девяностых годов прошлого века? Только в "карточках" на этом все останавливалось, а Nord Wave направляет прочитанный образец звука в нормальную систему синтеза. Так что похожесть здесь — на уровне "кусочка технологии", не более.

 

[Рис. 12]

 

Всего в банке содержатся 22 семпла. В этом режиме регулятор Shape2/Dec тоже управляет временем спада дополнительной амплитудной огибающей.

Сформированный осцилляторами звук модулируется традиционными LFO и генератором модуляционной огибающей. Каждый из двух LFO имеет набор из пяти волновых форм, регуляторы скорости и глубины модуляции, селектор из шести возможных целей (рис. 13). Скорость модуляции можно изменять в достаточно широких пределах, от 0,03 до 523 Гц.

 

[Рис. 13]

 

Перечни целей модуляции в первом и втором генераторах несколько различаются. Первый LFO модулирует параметры Shape 1 и Shape 2 (если они активны в текущем режиме осцилляторов), высоту тона второго осциллятора, глубину межосцилляторной модуляции (OscMod), частоту среза фильтра и стереофоническое панорамирование. Shape 1 и Shape 2 могут модулироваться как синхронно, так и по отдельности.

Второй LFO управляет параметром Shape 1, высотой тона первого и второго осцилляторов, частотой среза и резонансом фильтра, а также параметром OscMod. Модуляция осцилляторов возможна как по отдельности, так и совместно. Селектор целей при выборе специально "приостанавливается" на первой из двух парных целей, одновременно активируя вторую. Кроме указанных пар в первом и втором LFO, никакие другие сочетания целей одновременно модулировать нельзя. При выборе новой цели, модуляция предыдущей автоматически отключается.

Кроме разных перечней целей, модулирующие генераторы имеют еще некоторые различия. Пилообразная форма импульса во втором LFO стандартная, с крутым фронтом и пологим спадом, а в первом — инвертированная, с пологим фронтом и крутым спадом. Кнопка селектора в первом LFO может включать дополнительную функцию: полифонический режим (Poly). Если его активировать, то каждая взятая нота будет пользоваться собственным LFO, независимо от прочих звучащих нот. В обычном случае генераторы всех нот работают синхронно.

Второй LFO может переключаться в режим Single. При этом он становится эквивалентным генератору огибающей, поскольку выбранная волновая форма запускается только один раз, без повторений. Режим включается кнопкой селектора волновых форм при нажатой кнопке Shift. Режим Single — полифонический, то есть огибающая запускается однократно от каждой нажатой клавиши.

Модуляционная огибающая тоже имеет селектор из шести целей (рис. 14). Это параметр Shape 2, высота тона первого и второго осцилляторов, частота среза фильтра, уровень модуляции OscMod и баланс осцилляторов OscMix. Регулятор Amount служит одновременно для выбора полярности и глубины модуляции. При управлении параметром OscMix полярность огибающей непосредственно влияет на направление изменения баланса сигналов. Если она положительная, то при максимальной амплитуде контрольного сигнала баланс сдвинут в сторону второго осциллятора. В процессе спада огибающей выходной уровень второго осциллятора плавно снижается, а уровень первого растет. При отрицательной модуляции все изменения происходят в противоположном направлении.

 

[Рис. 14]

 

Сама огибающая двухстадийная и может работать в двух режимах: атака-спад и атака-затухание. Переключателем типов кривой служит кнопка селектора целей модуляции (нажимать одновременно с кнопкой Shift). Двумя потенциометрами, Attack и Dec/Rel, регулируется продолжительность каждой стадии. В зависимости от выбранного режима второй регулятор управляет или временем спада огибающей при нажатой клавише или временем ее затухания после отпускания клавиши. В пользовательском руководстве указан такой диапазон регулировок: атака от 0,45 мс до 45 с, спад/затухание от 3 мс до 45 с. Верхний предел показался мне очень большим, и я решил проверить его на практике. Но результат получился даже лучше — 51 секунда.

Амплитудная огибающая (рис. 15) и огибающая фильтра имеют классическую четырехстадийную структуру, ADSR. Время атаки и спада можно изменять от 0,5 мс до 45 с, время затухания — от 3 мс до 45 с.

 

[Рис. 15]

 

Фильтр в Nord Wave — мультирежимный (рис. 16). Есть шесть типов: LPF, HPF, BPF, Comb, Multi, Vocal. Первые три — это классические пропускающие фильтры: низких частот, высоких частот и полосовой. Они имеют регулируемые частоту среза (центральную частоту для полосового фильтра) и резонанс (добротность). Крутизна характеристики переключается между значениями 12 и 24 дБ/окт при помощи кнопки Slope.

 

[Рис. 16]

 

Гребенчатый фильтр (Comb) представляет собой практически готовый фейзер. Собственно, в роли такого фильтра выступает линия сверхкороткой задержки с регулируемой обратной связью. Ручка Freq в секции фильтра задает время задержки, а ручка резонанса управляет глубиной обратной связи и глубиной суммирования исходного и задержанного сигналов. Кнопка Slope в данном режиме работает переключателем полярности сумматора. Если задержанный сигнал перед суммированием инвертировать, то изменится и характер общего выходного сигнала. Варианты характеристики фильтра показаны на рис. 17.

 

[Рис. 17]

 

Мультифильтр (Multi) представляет собой трехполосный эквалайзер с регулируемой средней частотой. Характеристика этого фильтра имеет три пика (рис. 18). В документации к синтезатору говорится о том, что при вращении регулятора Freq перемещается центральный пик. В действительности сдвигается резонансная частота всех трех пиков, причем неравномерно: центральный движется несколько "быстрее" боковых. Высота всех пиков определяется регулятором резонанса. При минимальном его значении фильтр имеет гладкую характеристику.

 

[Рис. 18]

 

Вообще, мультифильтр имеет два типа характеристик, переключаемых кнопкой Slope. На рис. 19 можно увидеть их "в действии" — это две записи, сделанные при скольжении частоты вверх и вниз.

 

[Рис. 19]

 

Но и эти характеристики меняются в зависимости от значения резонанса. Манипулируя параметрами фильтра, можно получить разновеликое разнесение резонансных частот и менять относительную скорость движения центральной полосы. Например, из двух последовательных опытов, продемонстрированных на рис. 20, видно, что скольжение в одинаковом частотном диапазоне происходит по-разному. Резонансные частоты перемещаются нелинейно.

 

[Рис. 20]

 

Однако при всем этом слышимое влияние фильтра на проходящий сигнал остается довольно скованным. Вот если бы все частоты можно было передвигать независимо, тогда... ну, тогда это был бы совсем другой фильтр.

Вокальный фильтр имеет два резонансных пика (рис. 21) и, в целом, обладает большей гибкостью, чем предыдущий тип. Регулируемый двойной горб дает возможность приблизить характер звука к человеческому голосу. Нужно только "поймать" правильную форманту. Ручкой Freq в данном случае синхронно регулируются частоты обоих пиков. Дистанция между ними определяется регулятором резонанса. А высота пиков, то есть, собственно, величина резонанса, может принимать два фиксированных значения, которые выбираются кнопкой Slope.

 

[Рис. 21]

 

К секции фильтра принадлежат еще несколько элементов. Кнопка Keyboard Tracking включает отслеживание клавиатуры. Потенциометр Envelope Amount задает степень влияния огибающей фильтра на частоту среза. Кнопка Velocity включает чувствительность фильтра к скорости нажатия клавиш. Собственно, значение Velocity непосредственно влияет на величину параметра Envelope Amount.

В левом углу панели управления находятся еще три секции, непосредственно влияющие на звук и выразительность исполнения (рис. 22). Секция Vibrato имеет одну кнопку, переключающую пять режимов вибрато. Три из них — безусловные. То есть легкое вибрато подключается самостоятельно, через небольшой промежуток времени после нажатия клавиши. Время задержки как раз и выбирается кнопкой из трех фиксированных значений: Dly1, Dly2 и Dly3. Третий вариант наиболее интересный. Другие два режима — пользовательские, где необходимо явное управление. Здесь вибрато включается или при повороте колеса модулятора, или при дополнительном давлении на уже нажатую клавишу (Aftertouch). Скорость вибрато определяется в системном меню.

 

[Рис. 22]

 

В секции Mono Mode находится кнопка включения одноголосного режима работы синтезатора. Собственно, есть два режима, Mono и Legato, по-разному управляющие работой генератора огибающей. В первом случае огибающие перезапускаются при нажатии каждой клавиши независимо от стиля игры. В режиме Legato огибающая отслеживает появление лигованных нот и запускается только на первой из них. При игре стаккато огибающие перезапускаются на каждой ноте.

Параметр Glide, скорость которого определяется одноименным потенциометром, работает аналогично. В режиме Mono портаменто отрабатывается на каждой клавише, независимо от того, стаккато было сыграно или легато. Во втором режиме скольжение между звуками работает только при игре легато. Отрывистые ноты звучат без "подката".

Ниже находится секция морфинга, состоящая из трех кнопок, с помощью которых выбирается источник управления для группы и выполняется непосредственно программирование. В качестве источников может выступать клавиатура, колесо модулятора и педаль управления. Клавиатура дает два отдельных управляющих параметра: Velocity и номер клавиши. Они выбираются разными кнопками. А колесо и педаль программируются параллельно, одной кнопкой.

Всего для целей морфинга доступно по 26 параметров в каждом слоте. Это все потенциометры в зоне синтеза, включая регулятор выходного уровня пэтча (Output Level), но исключая эквалайзер. Для каждого управляющего элемента можно собрать произвольную группу параметров. Процедура программирования очень проста. Нажав одну из трех кнопок с нужным названием, мы выбираем управляющий источник. Пусть это будет, например, колесо модулятора (Wheel/Ped). Затем нужно нажать и удерживать эту кнопку, и вращать потенциометры в нужную сторону в нужной степени. Вот, собственно, и все. Отпустив кнопку, можно сразу проверить, как это все работает, и при необходимости подкорректировать. Активность системы морфинга подтверждается свечением зеленого светодиода над соответствующей кнопкой. На рис. 23, например, видно, что в текущем пэтче активны все три группы морфинга, с управлением от динамики, номера клавиши и колеса модулятора. Свечение зеленых индикаторов рядом с регуляторами означает, что они включены в группу морфинга. На рис. 23 это скорость генерации обоих LFO и время атаки модуляционной огибающей. В обычном состоянии все индикаторы потенциометров светятся красным светом, так что перепутать невозможно. Чтобы выяснить, к какой именно группе морфинга относится тот или иной регулятор, нужно дважды нажать соответствующую кнопку, например, Wheel/Ped. При этом погаснут все индикаторы на панели, останутся лишь зеленые огоньки у назначенных в данную группу параметров.

 

[Рис. 23]

 

 

[Рис. 24]

 

 Перейдем в правую часть лицевой панели. Из независимых для каждого слота параметров осталась лишь выходная секция с эквалайзером (рис. 24). Эквалайзер двухполосный с фильтрами типа "полка". Он имеет два регулятора, высокочастотный и низкочастотный. НЧ-фильтр настроен на частоту 100 Гц, ВЧ — на 4 кГц. Глубина перестройки обоих фильтров от -15 до +15 дБ.

Каждый слот имеет также неуправляемый эффект хоруса. Есть только кнопка, переключающая три степени глубины эффекта с небольшим фиксированным изменением параметров. Хорус мне понравился своей аккуратностью и слитным звучанием. Особенно хорошо его работа слышна на стереофоническом сигнале. О том, как получить такой сигнал, сказано далее.

Выходной уровень сигнала в каждом слоте по отдельности регулируется потенциометром Output. Его тоже можно назначать в группу морфинга.

Секция общих эффектов работает уже с суммой выходных сигналов слотов A и В. Каждый эффект имеет собственный выключатель. Здесь есть линия задержки, овердрайв и ревербератор (рис. 25). Задержка имеет регулируемую продолжительность и глубину. Время задержки можно задать не только регулятором, но и кнопкой Tap. Тип задержки, то есть чередование и количество откликов, задается кнопкой селектора под названием Feedback. Эффект может работать как в моно-, так и в стереорежиме. Собственно, только здесь мы и можем получить выраженный стереосигнал, распределяя выходы с линий задержки по обоим каналам. Нужно просто нажать управляющую эффектом кнопку одновременно с кнопкой Shift, чтобы войти в стереорежим. Дальнейшие нажатия кнопки Feedback будут переключать уже разные типы стереозадержки.

Добавлю, что некоторую помощь в формировании стереозвука оказывает автопанорамирование (включается в секции LFO), но все-таки его воздействие несравнимо с действием стереозадержки.

 

[Рис. 25]

 

Овердрайв оперирует всего одним потенциометром глубины перегрузки. Я его два-три раза пробовал включить, но так нигде и не использовал. Наверное, из-за довольно жесткого воздействия на звук.

Ревербератор имеет переключатель на пять готовых пресетов (комнаты, холлы, сцены) и регулятор соотношения прямого/обработанного сигнала. Обработка добротная, и ревербератор "ложится" на сухой сигнал очень аккуратно.

Это все, что касается управления синтезатором и создания звуков. Осталось только сказать про функцию формирования аккорда от одной ноты. Слева от трости Pitch Stick находится кнопка с подписью Chord (ее хорошо видно на рис. 23). Она и включает этот режим. Если, удерживая кнопку в нажатом состоянии, нажать клавиши, то система запомнит строение аккорда в виде интервалов, взятых от самой нижней ноты. Программировать можно простой интервал или трезвучие, не более того. Отпустив кнопку, можно нажать любую клавишу и убедиться, что звучит не один тон, а выбранный аккорд. Структура аккорда тоже сохраняется в пэтче.

Менеджер семплов
Nord Wave Manager представляет собой компьютерную программу (PC/Mac) и входит в комплект поставки инструмента. Программа предназначена для создания, редактирования и загрузки в Nord Wave инструментов, собранных из наборов семплов (Sample Instrument). Упоминавшиеся выше 180 Мб флэш-памяти заполняются семплами как раз при помощи этого менеджера. Программу можно использовать также и в роли библиотекаря, для выгрузки инструментов из памяти синтезатора на жесткий диск компьютера или, скажем, для перемещения пресетов внутри банка.

Системные требования невысокие. Windows XP или Vista, процессор с тактовой частотой от 233 МГц, не менее 512 Мб оперативной памяти. Еще, конечно, нужен порт USB (достаточно протокола 1.1) и CD-привод. В требованиях для макинтоша указано только, что операционная система должна быть версии 10.4 или выше и минимум 512 Мб RAM.

Требования для компьютеров на базе Windows выглядят несколько странными. С одной стороны, необходима операционная система XP и 512 Мб памяти, а с другой — достаточно процессора, которым оснащались компьютеры более десяти лет назад. Это же почти "динозавры", ведь средний срок службы обычного PC заметно меньше. Впрочем, такой набор требований говорит, скорее, о том, что Nord Wave Manager использует не очень большой объем собственных вычислений — просто разработка программы велась современными средствами, которые не поддерживаются в среде Windows 98.

Кроме собственно менеджера компакт-диск содержит драйвер для порта USB. Установка и того, и другого прошла у меня без каких-либо проблем. Забавно, что инсталлятор окрашивает экран монитора в фирменный для Clavia красный цвет, да еще с градиентным затемнением сверху вниз.

Программа почти не требует настроек для начала работы. Нет, конечно, нужно выбрать драйвер аудиоустройства, чтобы пользоваться предварительным прослушиванием результатов своей работы. Но если вы не собираетесь создавать из разных семплов собственные многозонные конструкции, то не потребуется даже читать описание программы, поскольку интерфейс очень понятный. Функции библиотекаря вообще лежат на поверхности. Когда установлена связь с Nord Wave, на одноименной закладке в рабочем окне открывается перечень записанных в его памяти семплированных инструментов. Их не следует путать с пэтчами синтезатора. Это именно Sample Instruments — то есть банк специальных "волновых форм", которые использует второй осциллятор в режиме "Samp". А уж какой именно пэтч будет создан на основе выбранного инструмента, от программного менеджера совершенно не зависит.

Часть первоначального набора инструментов, заложенных в систему изготовителем, показана на рис. 26. Пятьдесят три ячейки заполнены, остальные сорок шесть — свободны. Правда, свободной памяти (21,4 Мб) на заполнение всех оставшихся ячеек может не хватить, но здесь уже можно проявить фантазию и, например, выгрузить в компьютер неиспользуемую часть инструментов.

 

[Рис. 26]

 

Фирма Clavia бесплатно распространяет наборы семплерных инструментов — их можно скачать с сайта компании. Совсем уж новых звуков я там не нашел, но зато обнаружил фортепиано и хорошие подборки оркестровых звуков с преобладанием медных духовых.

Инструменты записаны в специальном формате — это файлы с расширением NWI. Распаковав архив (обычно это ZIP), можно сразу приступать к загрузке, выбрав в программе эту команду и показав место на диске, где лежит файл. Процесс проходит быстро, а на экране компьютера и на дисплее синтезатора при этом появляются соответствующие индикаторы. На рис. 27 можно увидеть, как выглядит окно программы в процессе загрузки нового инструмента и после его завершения.

 

[Рис. 27]

 

Для создания нового инструмента из одного или нескольких семплов, нужно вначале открыть в программе новый проект, найти и загрузить семплы (рис. 28).

 

[Рис. 28]

 

После того, как все подготовлено, можно приступать к обычной работе: назначать семплы на клавиши или диапазоны (рис. 29), определять петли и регулировать граничные точки (рис. 30), назначать фейды. Для особо тонких работ, вроде назначения границ петель, волновое изображение можно масштабировать. В общем, здесь имеется все, что нужно для создания готового инструмента. После окончания работ и сохранения результата в нужном формате, полученный инструмент готов к загрузке в память синтезатора.

 

[Рис. 29] [Рис. 30]

 

Звучание
Необычный звук синтезатора начинается с необычных осцилляторов. Да и система модуляции здесь работает как-то по-своему. Набор фильтров очень хорош, и эффекты тоже вносят существенный вклад. Особенно меня впечатлила стереозадержка. Это не только типичный стереофонический "пинг-понг" — эффект позволяет сформировать приличный стереообраз с минимальным количеством "мешающих" задержанных копий. В общем, этот эффект мне настолько понравился, что я его почти никогда не отключал, а лишь корректировал параметры. И в большинстве записанных образцов звучания синтезатора задержка в том или ином виде обязательно присутствует. Как, впрочем, и реверберация. Кстати говоря, поскольку Nord Wave не имеет арпеджиатора, регулируемая задержка очень помогает создавать живые ритмические фактуры.

Начнем с нескольких простых примеров, а именно — с работы фильтров в типичном "аналоговом" режиме. В файле Sawtooth_Filter записан процесс перестройки четырехполюсного фильтра низкой частоты при воспроизведении пилообразного сигнала одиночного осциллятора. Менялись и частота среза, и резонанс. Дополнительно использовался эффект задержки. Фильтр работает упруго и аккуратно, что и требовалось для данной секвенции.

Для второго примера я взял более резкий звук. Здесь использовался гребенчатый фильтр и тоже работала линия задержки. Файл называется Comb_Filter. Слышимые изменения спектра очень широки, но при этом фильтр действует аккуратно.

Третий пример показывает работу вокального фильтра. Осцилляторы в данном примере работали в разных режимах. Первый генерировал простую аналоговую форму, второй воспроизводил семплерный инструмент. Файл называется Saw-Samp_VocalFilter. В первой фразе я немного "поквакал", быстро вращая ручки фильтра, затем записал медленную развертку с гортанными выкриками. На мой взгляд, фильтр показал себя очень хорошо.

В четвертом примере я глубоко использовал эффект задержки для создания ритмического заполнения. Осцилляторы работали в разных режимах, использовалась легкая частотная модуляция. Звук обрабатывался мультифильтром. Файл с этим примером называется MultiFilter-Delay.

Как ни странно, но трехпиковый фильтр оказался наименее ярким по производимому эффекту. Или наиболее тонким. Вот если бы у него двигались все три пика, все было бы иначе. Но зато остальные фильтры работают очень отчетливо и ярко. Вокальный фильтр при перестройке резонансных частот явно формирует форманты гласных, гребенчатый вообще показал себя очень разносторонне. Ну а LPF — это классика, здесь нечего добавить. Хотя нет, добавлю. В Nord Wave этот фильтр работает "чисто", а ведь известно, что существуют любители "грязноватой" фильтрации. Непосредственно фильтр здесь изменить нельзя, но в некоторой степени эту "грязь" можно воссоздать осцилляторами. Сделать так, чтобы она появлялась как раз при перестройке частоты фильтра. Nord Wave в этом смысле очень гибок, и позволяет сделать многое.

Следующие несколько примеров показывают звучание семплерных инструментов, которыми управляет второй осциллятор. Отличный струнный бас можно прослушать в файле FenderBass. А в файле FrenchHornOrch показана секция валторн, как живая. Пиццикато целой секции смычковых инструментов записано в файле StringsPizz. Тоже, на мой взгляд, добротное. Фортепиано в чистом виде записано в файле GrandPiano. Ну почему при игре на легких клавишах из-под пальцев появляется только такая незатейливость? То же самое фортепиано, но с включенным хорусом, показано в файле Saloon_Piano. Еще один интересный звук записан в файле Highlands. Это что-то вроде флейты Пана, только звучит ниже и интересней. Кажется, в южноамериканских Андах распространен инструмент с подобным тембром звучания.

Все остальные примеры показывают более сложные звуки. Они были образованы в результате совместной работы осцилляторов в различных режимах, разнообразной модуляции, а также при использовании морфинга.

Преобразование звука колокольчика путем введения частотной модуляции между осцилляторами показано в файле Bell_Morph. Название, конечно, условное, — возможно, звук более напоминает ксилофон. А при усилении модуляции вообще превращается в хрипловатое нечто, имеющее металлические нотки в тембре.

При использовании осцилляторов в режиме FM с небольшой модуляцией параметров синтеза можно получить мягкий, но в то же время искристый звук (файл BrightPad). Убрав из этого же звука разнообразные "раскачивания", можно создать типичное FM-пиано (файл FM_Piano).

Вообще, FM-синтез располагает к созданию разнообразных колокольных звуков, и мне захотелось получить колокол большего размера. Что-то такое я соорудил, и хотя колокол получился явно с электронным оттенком, он мне понравился. Я использовал его в качестве сольного инструмента в маленькой условной композиции. В качестве сопровождения играют электронные ударные и стрингс, взятые из другого синтезатора. Все это можно прослушать в файле FM_Bell_Mix. Первые десять секунд играет только сопровождение, затем вступает собственно колокол.

В следующем примере Nord Wave тоже играет соло в сопровождении другого синтезатора. Собственно, весь аккомпанемент дополнительного инструмента состоит из одной нажатой клавиши при включенном арпеджиаторе. Сам Nord Wave вступает в игру на четвертой секунде. Его звук формировался так: первый осциллятор в режиме FM, второй генерирует импульсную волну, сумма обрабатывается вокальным фильтром и хорусом, на выходе работает задержка и ревербератор. Файл называется FM-Pulse_Solo.

В следующем примере осцилляторы тоже работали в паре. Первый — в режиме FM с умягченным звуком, немного напоминающем кларнет. Второй осциллятор работал в режиме семплерных инструментов и воспроизводил реальные семплы деревянного духового инструмента. Я начинал игру на "FM-кларнете", постепенно сдвигая баланс от первого осциллятора ко второму и обратно. На мой взгляд, инструменты достаточно хорошо сочетаются. В принципе, такую балансировку тоже можно считать морфингом. Файл с примером называется FM-Sample_Wood.

В следующем примере я поменял пары. Первый осциллятор работал в режиме WT, а второй — в режиме FM. Из волновых таблиц я взял мягкий звук, подобный электрооргану, а FM-синтез добавил некоторую "электропианность". То, что получилось в результате, можно прослушать в файле FM-WT1.

Звук для следующего примера построен аналогичным образом, но здесь я ввел дополнительную межосцилляторную FM-модуляцию и заставил работать фильтр. В процессе игры я немного изменял эти параметры, а, кроме того, слегка менял баланс осцилляторов. Некоторые параметры также модулировались от LFO. В результате всех этих манипуляций получилось своеобразное "драматическое" электропиано. Файл с примером называется FM-WT2.

Музыкальную тему из последнего примера я еще раз переиграл, но уже с другой конфигурацией системы. Из волновой таблицы первого осциллятора добыл звук скрипки из арсенала меллотрона (есть там интересная подборка), а во втором осцилляторе взял семплерное фортепиано. Результат получился необычный, в стиле ретро: как будто смотришь старый фильм. Файл называется WT_Strings-Piano.

Из комбинации волновой таблицы и семплерного инструмента мне удалось собрать еще один любопытный тембр. Такой грязноватый, шероховатый, внизу синтетический, а вверху будто бы с какой-то экзотической флейтой. Файл называется WT_Sample.

В файле WT-Saw_Bass показан басовый звук, составленный из табличного звука и обычной пилы. Заменив пилу импульсной волной и включив FM-модуляцию между осцилляторами (OscMod), я стал использовать изменение ее глубины в качестве параметра морфинга. Образец звука показан в файле Wave-Pulse-OscMod.

Для следующего примера я объединил семплерный струнный оркестр из второго осциллятора и аналоговую волновую форму из первого. В результате оркестр получился в меру искусственный, но довольно жирный. Файл называется Strings-Synth. В следующем примере я использовал аналогичную подборку, только на аналоговую часть завел разнообразную модуляцию от LFO. Кроме того, в малой степени использовалась FM-модуляция первого осциллятора, тоже с изменяемой от LFO глубиной. Звучание здесь в большей степени синтетическое и более необычное, с разнообразными "булькающими" добавками. Пример называется Saw-Sample_Pad.

Следующий пример имеет более спокойный характер. Я объединил хор (семплы из второго осциллятора) и синтетический звук, назначив неглубокую модуляцию некоторых параметров от LFO. В результате получился неплохой мягкий, романтического характера подклад. Файл называется MellowPad. А вот соединение семплированного хора и таблично-волнового органа позволило создать тембр, скорее, драматического свойства. Он показан в файле Organ-Choir.

Следующий пример показывает, что "легким движением руки" даже красивый тембр семплированных инструментов можно изменить до неузнаваемости. В качестве подопытного выступал звук реального оркестра, который я скачал с сайта компании Clavia и добавил к имеющемуся набору семплов. Немного модуляции, изменяемый фильтр, дополнительный звук от первого осциллятора — и получаем резкий жужжащий звук, имеющий мало общего с оркестром. Но на двадцать первой секунде воспроизведения все издевательские настройки были сняты, и оркестр зазвучал так, как ему полагается. Этот пример записан в файле Full_Orch.

Следующий пример идеологически противоположен предыдущему. Создав заведомо синтетический звук и по возможности "причесав" его, я решил сыграть что-нибудь классическое. Например, И. С. Баха, из "Хорошо темперированного клавира". Файл с кусочком до-мажорной прелюдии из первого тома называется C-dur. Он сыгран значительно медленнее, чем это принято, и с использованием стереозадержки, поскольку приобретает от нее дополнительную полноту, которая показалась мне вполне уместной.

Использованный в этом примере пэтч потенциально имеет более богатое и жирное звучание, чем это можно услышать в прелюдии. Я бы даже рискнул сравнить его тембр с минимуговским. Чтобы его раскрыть, я изменил некоторые параметры и сыграл уже фантазию на тему указанной прелюдии. Долгая "раскачка" первые пятнадцать секунд записи призвана показать реакцию пэтча на изменения скорости нажатия клавиш. Файл с этим вариантом звучания называется FatModSynth.

Если же еще сильнее промодулировать осцилляторы от LFO, особенно при работающей FM-модуляции, то можно создать интересный звук, который я бы отнес к категории электропиано. Это такой хрустяще-журчащий, едва не кашляющий инструмент, имеющий, тем не менее, какой-то свой неповторимый характер. Кстати, здесь нет ни капли эффекта овердрайв, хотя и присутствуют некоторые характерные звуковые оттенки. То, что получилось в результате эксперимента, записано в файле DirtyPiano.

Заключение
Приятно отметить, что новый синтезатор получился интересным и многообразным. И вдвойне радует то, что Clavia и здесь не изменила своему кредо, которое можно выразить фразой "Долой громоздкие меню". Совместное управление разнообразными технологиями по-прежнему осуществляется с лицевой панели, использованием понятных физических регуляторов. Не нужно забираться в систему и перелистывать страницы меню. Именно такая концепция во многом определяет музыкальную гибкость инструмента — достаточно вспомнить функцию морфинга.

Несмотря на довольно сложную начинку, синтезатор работает очень четко. Пэтчи переключаются быстро, без долгой загрузки. Лишь первоначальный запуск при включении питания требует примерно десяти секунд, а в дальнейшем нигде и ничего ждать не приходится.

Вполне естественно, что синтезатор, который использует практически все основные системы синтеза, да еще в любом сочетании, просто не может быть скучным. Nord Wave ведет себя как хамелеон, мгновенно приспосабливаясь к изменению условий. Вот играет оркестр, и вдруг на его месте возникает какая-то бурильная установка, голос флейты становится воем ветра, а струны фортепиано превращаются в мокрые тряпичные лохмотья, хлопающие на этом ветру. Можно придумать множество сравнений, а можно просто поиграть на синтезаторе — это лучше всякой выдумки. Несмотря на единый интерфейс, в разных случаях синтезатор кажется несколькими разными инструментами.

Могу с чистой совестью рекомендовать Nord Wave любителям экспериментов и всем музыкантам, работающим на стыке жанров. Как раз в трансформациях этот синтезатор очень силен. Думаю, что и в концертных выступлениях с ним должно быть удобно. Инструмент легкий, но в то же время имеет прочный металлический корпус.

На мой вкус, ему бы не помешала полувзвешенная клавиатура вместо легкой. Но это детали. Главное, что инструмент интересный.

Звуковые примеры

Bell_Morph MP3 (316 Кб) WAV (3,47 Мб)
BrightPad MP3 (118 Кб) WAV (1,28 Мб)
C-dur MP3 (636 Кб) WAV (6,99 Мб)
Comb_Filter MP3 (581 Кб) WAV (6,39 Мб)
DirtyPiano MP3 (150 Кб) WAV (1,64 Мб)
FatModSynth MP3 (949 Кб) WAV (10,45 Мб)
FenderBass MP3 (229 Кб) WAV (2,5 Мб)
FM-Pulse_Solo MP3 (595 Кб) WAV (6,55 Мб)
FM-Sample_Wood MP3 (901 Кб) WAV (9,92 Мб)
FM-WT1 MP3 (269 Кб) WAV (2,95 Мб)
FM-WT2 MP3 (653 Кб) WAV (7,19 Мб)
FM_Bell_mix MP3 (530 Кб) WAV (5,83 Мб)
FM_Piano MP3 (141 Кб) WAV (1,55 Мб)
FrenchHornOrch MP3 (288 Кб) WAV (3,16 Мб)
Full_Orch MP3 (554 Кб) WAV (6,09 Мб)
GrandPiano MP3 (158 Кб) WAV (1,73 Мб)
Highlands MP3 (152 Кб) WAV (1,65 Мб)
MellowPad MP3 (301 Кб) WAV (3,3 Мб)
MultiFilter-Delay MP3 (624 Кб) WAV (6,86 Мб)
Organ-Choir MP3 (463 Кб) WAV (5,08 Мб)
Saloon_Piano MP3 (195 Кб) WAV (2,13 Мб)
Saw-Samp_VocalFilter MP3 (526 Кб) WAV (5,78 Мб)
Saw-Sample_Pad MP3 (1,13 Мб) WAV (12,4 Мб)
Sawtooth_Filter MP3 (747 Кб) WAV (8,22 Мб)
Strings-Synth MP3 (675 Кб) WAV (7,42 Мб)
StringsPizz MP3 (174 Кб) WAV (1,9 Мб)
Wave-Pulse-OscMod MP3 (445 Кб) WAV (4,89 Мб)
WT-Saw_Bass MP3 (44 Кб) WAV (470 Кб)
WT_Sample MP3 (237 Кб) WAV (2,6 Мб)
WT_Strings-Piano MP3 (175 Кб) WAV (1,92 Мб)

Модели:
Clavia Nord Wave

 

 Отзывы - Украинские интернет-магазины. Каталог магазинов         Каталог артистов - Диджеи  Каталог украинских интернет магазинов

 
Copyright © 2002-2006 компания "Melbis". Создание интернет магазина Melbis Shop v5.3.2
Последнее обновление магазина: 05-05-2017 14:09